Эмбиент — жанр спокойной электронной музыки

Эмбиент - жанр спокойной электронной музыки
Эмбиент — жанр спокойной электронной музыки
У электронной музыки есть два направления. Первое — громкая и энергичная музыка для клубов. Второе — спокойная и медитативная, под которую можно делать размеренные домашние дела, учиться или читать.

Эмбиент
Эмбиент построен преимущественно на синтезаторах, ударные здесь встречаются редко. Композиции в этом жанре, как правило, очень длинные, мелодии в них отсутствуют, а всё развитие представляет собой вариации тембра синтезатора.

Главной предтечей жанра была Берлинская школа — направление на стыке прогрессивного рока и электронной музыки. Её представители убрали гитары, но оставили сложные звуковые переплетения, характерные для рока начала семидесятых. Эксперименты со звуками, которые можно было делать на синтезаторах, помогали создавать сюрреалистичные космические пейзажи (Tangerine Dream, Клаус Шульце, Ashra, Popol Vuh).

Главным популяризатором жанра, первым поставившим слово ambient в название альбома (Ambient 1: Music for Airports), стал бывший участник группы Roxy Music Брайан Ино. Он концептуализировал жанр как фоновую, при этом обволакивающую музыку для общественных мест. Ambient 1 был написан как звуковая инсталляция для аэропорта в Нью-Йорке, которая успокаивала пассажиров.

Позже сам Ино перевернул расслабляющий эффект эмбиента и выпустил альбом Ambient 4: On Land, который стал прототипом одного из главных поджанров — дарк-эмбиента. Для него характерны мрачная атмосфера, загадочные и потусторонние шумы (Musica Cthulhiana, Saåad, Noises of Russia). Такими записями увлекались даже брутальные металлисты.

Поскольку для эмбиента много значит отношение с пространством, то часто композиторы делают музыкальные коллажи, вклеивая в потоки синтезаторов звуки реального мира или даже собирая аудиополотна только из них. Например, чилиец bahía mansa добавляет в песни шум воды.

Свойство эмбиента идеально заполнять и дополнять пространство привело к тому, что он часто попадал в саундтреки. Абстрактность синтезаторных пассажей особенно привлекла научную фантастику и хорроры, причём не только в кино («Сталкер», «Голова-ластик», «Бегущий по лезвию»), но и в компьютерных играх («Silent Hill», «Outlast»).

Эмбиент в сочетании с другими жанрами
Эмбиент стал едва ли не самым влиятельным направлением электроники. Он сочетается с любыми жанрами и выявляет в них тайные черты: загадочность, медитативность, спокойствие. Это касается как акустической, так и электронной музыки.

Примеры эмбиента, слившегося с живой музыкой:

ямайский даб (The Orb, Burial);
кантри (Andrew Tutte, Caleb R. K. Williams);
фолк (Maya Al Khaldi, Nytt Land);
ритуальная музыка народов мира (Steve Roach, Forndom);
и даже поп-музыка (Bjork, Joji).
Теперь о связке эмбиента с другими жанрами электроники. В начале девяностых эмбиент перевернул танцевальную электронную музыку: диджеи делали записи не только для рейвов, но и для вдумчивого домашнего прослушивания или отдыха после вечеринок. Некоторые из них, вроде тех же The Orb или The KLF, стали большими звёздами и выступали на крупных площадках. Так свой эмбиент появился в техно (Aphex Twin, Autechre) и в хаусе (Ultramarine, The Grid).